Текстовая версия выпуска
Грядет! Грядет! Грядет!
Всех просим от души
Выпуск №4 «Маяковский»
1 Sonic Youth - Death Valley '69 (with Lydia Lunch)
Назвать Маяковского сверхчеловеком легко. Это позиция не спорная, она практически исключает острую полемику или насыщенную дискуссию. Во-первых, никто не представляет Владимира Владимировича в натуральную величину: воображаемый Маяковский явно выше 189-ти сантиметров. Во-вторых, масштаб личности (т. е. и творчество, и судьба, и личная драма) позволяют выделить его не только из толпы обывателей, но из самого авторитетного списка классиков. Это неизбежные спутники восприятия, первые стереотипы, интеллектуальная лень, аналитическое бессилие и лишай мозга.
2 Sly & The Family Stone – Turn me loose
Назвать Маяковского суперменом сложно. Даже невозможно. Ярлык «супермен», так или иначе, несет гротескный оттенок, необоснованное преувеличение, неосуществимость, нереальность. А Маяковский, как писал Ходасевич, натура живая, цельная, восприимчивая и даже «дерганная». Маяковский не может быть суперменом органически. «Супермен» - явление Запада, буржуазный миф. Супермен безмерно и безотчетно улыбается, что Маяковскому было совершенно не свойственно.
Различия между сверхчеловеком и суперменом очевидны, их формальные признаки вступают в противоречивые отношения. Однако кажущаяся простота при рассмотрении этих двух явлений стала основной причиной появления многочисленных заблуждений. Нет смысла пересказывать их все, остановимся лишь на главных и наиболее распространенных.
3 Hot Chip - We Have Love
Как правило, супермен - это внешнее превосходство, физическое усилие. В то время как сверхчеловек – стремление к нравственному совершенствованию, духовное усилие. В первом случае – борьба тела, во втором – борьба души.
Исторической предпосылкой такого подхода можно считать сложившиеся убеждения, связанные со сферами появления и применения этих двух феноменов: массовой культурой и философией. Ведь «супермен» - первоначально ассоциируется с героем одноименного комикса, а «сверхчеловек» - с ницшеанским идеалом. Чтобы более осознанно представить суть вопроса, обратимся к справочным данным.
4 Roxy Music - She Shells
«Сверхчеловек» появился не на пустом месте. Известно, что это единственно возможный, наиболее вписывающийся в ницшеанскую систему имморализма и эгоизма человек. Сверхчеловек должен руководствоваться своими инстинктами, в основе которых лежит личная выгода и ненависть к неравенству. В центре имморализма — стремление не к счастью, а к власти. Этот идеал, по замыслу Ницше, может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, к иерархии, к рабству. Наличие рабов предполагает существование владельцев, Хозяев Мира, людей, совершенных прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, (запомним это) ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны. Любопытна и внешняя особенность сверхчеловека - врожденное благородство, аристократичность. И еще: сверхчеловек - обещание возможного освобождения от случая и рока.
История «Супермена» нераздельно связана с развитием комиксов в США. С середины XIX века американские газеты вводят новшество: на их страницах значительно больше иллюстрационного материала, нежели в газетах Старого Света. Ричард Аутколл создает «Желтого паренька». А в 1897 году художник Рудольф Деркс вводит реплики в «пузырях» - оформление стилистики было завершено. До 20-х годов XX века комиксу присущи мотивы одиночества, отчуждения, утраты, безысходности; элементы зарождающейся ярости, агрессии и насилия. Следующее поколение (20-50-е гг.) американских комиксов рождает героев – носителей идеи. В этот период и появляется «Супермен».
5 Земфира - Интересно
В июне 1937 года выходит первый комикс про Супермена, пришельца с другой планеты – Криптон, борца с нарушителями закона. Его планета взорвалась, но его родители успели поместить его в капсулу и отправить в космос. В итоге он оказался на Земле. Его земными родителями были Марта Кент и Джонатан Кент, они дают юноше имя Кларк и скрывают его сущность от посторонних.
Очертив понятийный контур, обратим внимание на следующий аспект: деятельность сверхчеловека направлена на себя, а супермена во вне. Налицо отсутствие симметрии: самодостаточность и зависимость, игнорирование и уязвимость. Сверхчеловек никого (кроме себя) не спасает, супермен – готов пожертвовать даже собственной жизнью.
Так кем же теперь назвать Маяковского?
6 Metallica - The Thing That Should Not Be
Рассмотрим несколько фактов его биографии. В его автобиографии «Я сам», написанной в 1922 году, есть полушутливое замечание: «Родился 7 июля 1894 года (или 93 – здесь мнения мамы и послужного списка отца расходятся…). Примечательно, что и день рождения комикса до сих пор вызывает не мало споров. Главное, что одна из самых распространенных точек зрения – 1894 г. А теперь вспомним о сверхчеловеке Ницше, «не отягощенного ни бытовыми, ни социальными ограничениями» и сопоставим со строчками Владимира Владимировича: «Мой рай - в нем залы ломит мебель, услуг электрических покой фешенебелен. Там сладкий труд не мозолит руки, работа розой цветет на ладони...». Как нетрудно заметить, хронологически Маяковский развивается в парадигме развлекательной функции комикса, а идейно – в поиске собственного идеала.
07 Lisa Gerrard - Redemption
Напомню, Супермен – не земное существо, он прилетел на нашу планету в капсуле. Маяковский в свою очередь – не русский писатель, он родился в Грузии, а в Россию попал только в 1906 году, где с родственниками снимал «квартиренку». Квартира стала для поэта спасительной «капсулой».
И все же однозначно назвать его суперменом мы не можем. Мешает коммунистический опыт нашего героя, главным образцом которого стало участие в формировании и укреплении эстетики соцреализма – идеологически выдержанного и классового обусловленного воспроизводства реальности. Но здесь супермен и сверхчеловек сливаются в одно целое, обладающим общим набором признаков: социальная ответственность, демонстрация этических норм, удовлетворение запросов публики. Супермен говорит лозунгами с плаката, а Павел Корчагин мог бы стать героем комикса. Речь обоих обладает дидактическим зарядом, общественной озабоченностью и пропагандистским характером. Кроме того, не стоит забывать о комиксовом переложении Р. Марсенаром «Коммунистического манифеста» К. Маркса, использующего идеи Окон РОСТа В. Маяковского. Так что и сверхчеловеком он до конца не был.
8 Battles--Ddiamondd
Продолжая тему воздействия на массы стихов Маяковского нельзя не отметить огромную роль толпы в его творчестве. Он получал от нее необходимый импульс, полновластно управлял ей. Но даже это не главное. Главным является специфический признак толпы – ее безличность, анонимность, и как следствие безответственность. («В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою» - писал все тот же Ницше). Маяковский, выступая перед толпой, рано или поздно каждый раз сам вливался в толпу, становился ее участником, разделяя ответственность за сказанное со всеми. Супермен действует по тому же принципу: люди общаются с выдуманным родителями Кларком, за действия «Супермена» он не в ответе, их связь исключена. Однако именно отсюда – все проблемы: нравившаяся Кларку девушка влюблена в… Супермена. Саморазоблачение означает гибель героя, его «развоплощение».
9 Element of Crime - Alten Resten eine Chance
Эта внутренняя противоречивость, раздвоение личностей было знакомо и Маяковскому. Боровшись с буржуазным влиянием, имел личный автомобиль, личного водителя, отдыхал в лучших отелях, побывал в разных странах, получал большие гонорары и имел разрешение на хранение оружия. Что ж, сверхчеловеку, как мы уже знаем, свойственна аристократичность. При этом он, как и Супермен – представитель другой цивилизации по отношению к пролетариату, крестьянству и вообще любому нуждающемся.
В итоге он остается один, наедине с собой. Возненавидевший себя мещанин, всю сознательную жизнь изживающий из себя буржуазность. Он, будучи сверхчеловеком, выдавливал из себя супермена. Надевая красно-синее трико с буквой «S» на груди, спасал себя от сверхчеловека.
И, конечно, Маяковский не стрелялся. Ни одно оружие не могло причинить ему вреда. Убить его мог только «криптонит», радиоактивное вещество с его планеты, смертельное для Супермена, но безопасное для человека. Даже для сверхчеловека.
10 Pulp - Boats and Trains